Своим названием владимирская порода обязана месту ее создания – территории Владимирского ополья – (ополья это географический термин, обозначающий возвышенные участки местности). Это несколько районов Владимирской области – Юрьев-Польский, Суздальский, Небываловский и Гаврилово-Посадский район Ивановской области.
Целью создания владимирской породы являлось получение выездной и рабочей лошади, пригодной для самых разных видов использования и поэтому, она, как ни одна другая тяжелоупряжная порода, обладает универсальными качествами в высокой степени их выраженности
Выведена владимирская порода путем скрещивания местных кобыл владимирского ополья, передававшие потомству такие качества, как приспособляемость к местным условиям, выносливостью, с выводными из Англии клейдесдалями и шайрами. Наибольшую роль при формировании породы сыграли клейдесдали, из которых наиболее ценными были Лорд Джемс, гнедой, 1910 года рождения, Бордер Бренд, темно-гнедой, 1910 г. и Глен Албин, гнедой, 1923 года рождения, ставшие основными родоначальниками породы.
Клейдесдали представляли собой несколько облегченный тип тяжеловозной лошади, шайры же, наоборот, отличались значительной массивностью сложения и имели чрезвычайно обильную оброслость ног, доходящую до запястья и скакательного сустава, что для наших условий было нежелательно и ограничивало их племенное использование.
Поэтому шайры оказали значительно меньшее влияние и их клички встречаются в родословных владимирский лошадей в более отдаленных рядах предков и преимущественно по женской стороне.
В дальних рядах родословных лошадей владимирской породы встречаются также представители и разных других пород – суффольков, английских верхово-упряжных и лошадей неустановленного происхождения. Наряду с утяжелением типа лошадей, крестьяне прибегали к покрытию кобыл-помесей от шайров и клейдесдалей жеребцами рысистой породы, желая иметь более сухую и подвижную лошадь.
Основную роль в создании породы сыграла деятельность Гаврилово-Посадской госконюшни и племенного рассадника, позднее преобразованного в Гаврилово-Посадский конзавод.
Утверждена порода 13 сентября 1946 года.
Владимирская порода лошадей всегда была не очень многочисленной породой тяжеловозов в СССР. Основная часть поголовья была сосредоточена была в двух областях – Ивановской и Владимирской, где были расположены два конных завода и многочисленные племенные фермы колхозов и совхозов.
Отличительная особенность экстерьера
Своеобразие происхождения владимирской породы и определило ее характерные типологические и экстерьерные особенности и ее непохожесть на другие тяжеловозные породы, выведенные в России.
Лошади владимирской породы относятся к группе крупных тяжеловозов. Для них характерны высокий рост (высота в холке жеребцов от 167 см и выше), крепкая конституция и правильный экстерьер
Лошади этой породы обращают на себя внимание ярко выраженнойсвоеобразной красотой. Крупная, выразительная, несколько горбоносая голова, шея длинная высокопоставленная, широкий корпус, с богатой рельефной мускулатурой, груди широкая и глубокая, спина ровная, широкая, круп широкий, раздвоенный, крепкие, костистые и правильно поставленные конечности.
Основная масть – гнедая, от золотисто-светло-коричневого до темно-вишневого оттенков, встречаются лошади вороной и рыжей масти, подчеркнутые яркими белыми отметинами на голове и ногах, обильная оброслость гривы, хвоста и щеток.
Современная владимирская порода относится к группе крупных тяжеловозов. Средние промеры у жеребцов – 167,2-175,1-209,2-24,9 и у кобыл – 166,1-175,3-208,4-23,6 соответственно, при сохранении желательного типа телосложения упряжной лошади.
Во владимирской породе в настоящее время культивируется два типа: юрьев- польский - утяжеленный, представленный менее крупными, но более массивными и костистыми лошадьми; и гаврилово-посадский (облегченный) – представлен более крупными, но менее массивными лошадьми.
Направление использования
Среди всех тяжеловозных пород владимирская порода выделяется своеобразным типом телосложения, а также особой нарядностью и красотой, большой силой и выносливостью, хорошей подвижностью при работе с повышенными нагрузками. Это обеспечивает ей большую популярность среди коневладельцев. Они приобретают владимирских тяжеловозов не только как рабочих и продуктивных животных, но и для племенного разведения, как «лошадей отдыха» - для прогулок в экипаже и под седлом, а также для удовлетворения своих эстетических потребностей.
В официальных испытаниях работоспособности они показали высокие результаты. Тяжеловоз владимирской породы способен с 1,5-тонным возом пробежать 2 км за 5 минут и резвее. Именно владимирской породе принадлежит абсолютный рекорд на срочную доставку груза рысью среди всех тяжеловозных пород – 4 мин 34 секунды. С возом в 4,5 тонны «владимирец» может прошагать 2 км за 13-15 минут. На коротком расстоянии (до 10 метров) он может провезти около 20 тонн.
Рекорды работоспособности лошадей владимирской породы:
- срочная доставка груза рысью, сила тяги 50 кг. – жер. Грозный, гн., 1958 г. (Василек – Гордая) – 4.34,0
- срочная доставка груза шагом, сила тяги 150 кг. – жер. Певец, гн., 1983 г. (Магнит – Планета), Гаврилово-Посадского к/з
- тяговая выносливость, сила тяги 300 кг – жер. Курган, кар., 1970 г. (Гомон – Клязьма) Владимирская ГЗК – 1494,10 м.
- максимальная сила тяги - жер. Экар, т.-гн., 1950 г. (Кедрон – Эскадра) Гаврилово-Посадской ГЗК – 820 кг.В современную эпоху на рынке востребована достаточно крупная лошадь, с хорошими экстерьерными формами, эффектная и нарядная, предпочтительно темных мастей (гнедая и вороная).
Поскольку владимирская порода относится к группе малочисленных пород, то важной задачей в работе с породой является поддержание ее внутрипородного биоразнообразия. Это позволит не только предотвратить негативные последствия, но и поддержать необходимую жизнестойкость и возможность дальнейшего продуктивного развития без прилития крови других пород
Сохранения необходимого биоразнообразия необходимо проводить через поддержания многолинейности, а сохранение внутрилинейного разнообразия необходимо поддерживать за счет использования кобыл, происходящих от разных жеребцов.
Несмотря на малочисленность породы в ней всегда имелось значительное число линий – от 6 до 13 в разные периоды.