E-mail: vniik08@mail.ru 
Разделы


ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ
НА КОННОЙ ТЯГЕ


Г.А. Егоров, кандидат с.-х. наук

Рабочая лошадь - это экологически чистый, самовозобновляющийся источник энергии, который сельские товаропроизводители стали шире использовать сейчас, особенно в частном секторе, в связи с катастрофическим износом энергетических мощностей бывших колхозов и совхозов, работающих на не возобновляемом дорогом углеводородном топливе.
Во что же мы будем запрягать это великолепное животное в XXI веке?
В 30-е годы, т.е. в период организации института коневодства, вопросами конеиспользования и конепроизводства успешно занимались М.И. Рогалевич, А.Н. Владыкин, З.Г. Туркина, М.Б. Игнатьева, О.А. Желиговский, Г.Г. Карлсен, А.П. Аполлонов, Н.А. Юрасов, А.Н. Пейч, Е.В. Бурченко, В.А. Богданов, Т.К. Майллистова, И.Т. Растяпин, Н.И. Рязанова, К.И. Барулин, В.Д. Янковский, Е.А. Чалюк. Исследования по рационализации использования живой тяги, проведенные на Северокавказской зональной опытной станции коневодства, входившей в состав института в 1932 году, завершились изданием книги Н.С. Ролика с одноименным названием. В 1938 году Е.В. Кожевников публикует книгу "Использование рабочих лошадей на сельскохозяйственных работах".
С обобщением опыта работы по конеиспользованию в довоенные и военные годы выступили Г.Г. Карлсен и А.Б. Воейков в книге "Использование лошадей в сельском хозяйстве" (1947).
А.Б. Воейков разрабатывает конструкцию раздвижного хомута, позволяющую заменить 12 типоразмеров хомута четырьмя, что положительно сказалось на их производстве.
Этап исследований ВНИИ коневодства, связанный с констатацией состояния конеиспользования и обобщением передового опыта, завершается изданием в 1951 году Г.Г. Карлсеном книги "Использование рабочих лошадей в колхозах" и в 1959 году IV тома "Книги о лошади" - "Использование лошади и уход за нею", в котором были помещены работы О.А. Желиговского "Рабочая производительность и характеристика рабочих качеств лошадей", Н.Г. Зверева "Повозки, упряжь и конные сельскохозяйственные машины и орудия", А.А. Яковлева "Использование лошади в упряжи", Г.Г.Хитенкова "Использование лошадей под вьюком".
Далее начинается этап совершенствования конных повозок с целью повышения производительности труда ездовых. Инициаторами проведения этих конструкторских работ стали М.И. Рогалевич и Г.Г. Хитенков. Творческая группа в составе Д.Р. Поспелова, Г.Г. Карлсена, Е.А. Надальяка, Е.П. Ершова создает серию повозок на пневмошинах. Это бортовые повозки БГ-2П и БД-2П и самосвальные СГ-1,5П, СД-1,5П (а.с. СССР № 115173) и С-1П (а.с. СССР № 135346).
В связи с переездом института в поселок Дивово, группа распадается и дальнейшие работы ведут инженеры К.Г. Ясько и В.П. Анашин. В 1980 году они создают грузовую платформенную повозку ПО-1П (а.с. СССР № 1000329), а в 1985 - грузопассажирский экипаж Э-10П.
1984 год стал годом становления отдела технологии конеиспользования с сектором конепроизводства. Во главе с проф. Ю.А. Соколовым продолжаются работы по совершенствованию и созданию новых обозно-шорных изделий. Совместно с Рязанским СХИ создается двухместный легковой экипаж Э-2П. Исследования по совершенствованию серийных изделий сельскохозяйственной конской упряжи завершаются изысканием нового материала для изготовления предметов конской упряжи (недоуздок стоялый, узда, шлея, вожжи) - ленты капроновой с полиамидной пропиткой, позволяющей как минимум в 2 раза увеличить срок службы упряжи в сравнении с упряжью, изготовленной из сыромяти. При этом исключается такое отрицательное воздействие на организм лошади, как повреждение волосяного покрова лошади упряжью, изготовленной из капроновой ленты (ЛТК).
Резервы повышения производительности труда на конных работах этого этапа следующие: повышение рабочих качеств лошади, выбор оптимального сочетания тягового усилия и скорости движения, а также применение орудий и машин, обеспечивающих большую выработку на единицу тягового усилия, снижение коэффициента сопротивления конно-транспортных средств, эффективное использование грузоподъемности повозок.
С 1987 года творческой группой в составе Ю.А. Соколова, Е.П. Ершова и Г.А. Егорова начинается этап реализации дополнительных и принципиально новых резервов повышения производительности технических средств конеиспользования с учетом многообразия технологической направленности и вида работ.
Для повышения эффективности работ по обслуживанию животноводства мы произвели разработку повозок ПО-1,2ПМ (Патент РФ № 41349) и БО-1, .2ПМ (Патент РФ № 41852), соответственно с плоской и бортовой грузовыми платформами. Эти конные транспортные средства универсальны, но примененные технические решения делают их особенно пригодными для обслуживания животноводческих ферм, в том числе на подвозке кормов, вывозке навоза и т.д.
Низкая погрузочная высота сделала повозки очень удобными при проведении погрузочно-разгрузочных работ, а металлическая конструкция с использованием трубчатых элементов и другие технические решения улучшили их эксплуатационно-технические показатели (проходимость по грязной дороге, увеличенный дорожный просвет, загрузка лошади по нормальной силе тяги). Все эти новшества позволили поднять производительность на 32 % в сравнении с контрольной повозкой ПО-1П.
Для внутрихозяйственных перевозок грузов был разработан пароконный самосвал СД-2П (Патенты РФ №№ 2050286, 2071430, 2071431, 2071432). Новизна изделия в сравнении с конной самосвальной повозкой СД-1,5П заключается в снабжении его передней осью улучшенной конструкции с разделением выполняемых ею поворотных и тяговых функций, гидроприводом для поднятия грузовой платформы, а также механизмами управления запорами заднего борта, надрамника и тормозной системой. Это позволило увеличить грузоподъемность на 500 кг с сохранением оптимальной степени загрузки лошадей по нормальной силе тяги, сократить на 30 % время разгрузки и сделать работу на опытном самосвале СД-2П более безопасной. В результате рост производительности составил 17%.
Уборка трав на сено с мелкоконтурных и переувлажненных участков традиционно осуществляется на лошадях, с использованием конной косилки К-1,4 и конных граблей КГ-1,0. Вместе с тем, эффективные технологии заготовки сена предусматривают такую операцию, как ворошение массы в прокосе для просушивания, а применяемые грабли КГ-1,0 обеспечивают лишь сгребание массы в валок. Поэтому нами совместно со специалистами Учреждения ЯМ 401/2 разработано новое орудие - грабли-ворошилка ГВК-2,5К, обеспечивающее ворошение трав в прокосах, сгребание провяленной травы из прокосов в валки, оборачивание валков сена, с улучшенными техническими данными. Разработанные нами грабли-ворошилка ГВК-2,5К эффективнее поперечных граблей КГ-1,0 по производительности на 46 %.
Серийный выпуск граблей-ворошилки ГВК-2,5К и повозок ПО-1,2ПМ и БО-1,2ПМ освоен Учреждением ЯМ 401/2 г. Рязани.
Перспективно с точки зрения экономии и рационального использования лошадей на внутрихозяйственных работах в фермерских хозяйствах и на личном подворье взамен полного набора конных орудий и инвентаря иметь одно универсальное коннотранспортное орудие, способное обеспечить выполнение широкого перечня работ. Таким техническим орудием может стать разработанное нами блочно-модульное конное транспортное средство (БМКТС, патент РФ № 2097244).
Оно представляет собой многофункциональный конно-транспортный агрегат блочно-модульной компоновки с возможностью использования переднего блока как автономно, в качестве легковой двуколки, так и в агрегате с набором задних блоков различного технологического направления. Создание вышеназванного изделия позволяет значительно расширить технологические рамки применения конной тяги в сельскохозяйственном производстве. Конструктивно передний блок представляет собой подкатную тележку-двуколку, используемую отдельно, как легковое транспортное средство. Задний блок - тележка с рамой и тягово-сцепным устройством и, в частности, с установленными на раме:
поворотным кузовом с механизмом подъема;
бункером с механизмами для поверхностного внесения твердых минеральных или органических удобрений;
бункером с механизмами для раздачи концентрированных или грубых кормов;
емкостью с механизмами для полива или опрыскивания сельскохозяйственных культур или поения сельскохозяйственных животных на пастбищах;
пресс-подборщиком или граблями-ворошилкой и т.д.
Сравнительная расчетная эффективность использования блочно-модульного конного транспортного средства в различных модификациях (агрегатирование) представлена в таблице.

Расчетная эффективность применения БМКТС


Как видно, использование блочно-модульного конного транспортного средства позволяет поднять производительность на конно-ручных работах в 1,5-7 раз.



Наука
FAQ
 Copyright © ВНИИК, 2001
 © Created by INTC